Главная
 Услуги
 Продукция
 Лицензии
 Инструкции
 Контакты
 Скачать прайс-лист
 Скачать договор
 Другие документы
 Публикации
 Сотрудничество

Производство ферровольфрама, ферромолибдена, ртути, сурьмы. Утилизация ртутьсодержащих отходов и люминесцетных ламп

 

 

Письмо №01/285-10-23 от 15.01.2010
Руководителям Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации

 

О результатах надзора за оборотом ламповой продукции и задачах, связанных с реализацией Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ

  Проанализировав результаты исполнения территориальными органами Роспотребнадзора поручений от 21.10.2009 № 01/15999-9-32, от 27.11.2009 № 01/18032-9-23, от 07.12.2009 № 01/18608-9-32, которые были направлены на оценку состояния потребительского рынка соответствующей ламповой продукции и обеспечение эффективного контроля (надзора) за ее оборотом, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает необходимым отметить нижеследующее.

  В части контроля (надзора) за оборотом ламповой продукции данные поручения исполнялись территориальными органами Роспотребнадзора главным образом в рамках соответствующей плановой работы, что не в последнюю очередь было обусловлено отказом органов прокуратуры в целом ряде субъектов Российской Федерации в согласовании (в порядке, регламентированном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») проведения внеплановых проверок, на долю которых в конечном итоге пришлось 30 % от их общего числа, составившего (поданным на 14.01.2010, представленным 78 территориальными органами Роспотребнадзора) почти 1070 мероприятий по контролю.

  В частности, было отказано в проведении соответствующих внеплановых выездных проверок органами прокуратуры в г. Москве - в 23 случаях, в Свердловской области - в 19 случаях, в Красноярском крае - в 9 случаях, Московской области - в 8 случаях. Отдельные факты отказа в проведении таких проверок были отмечены в Кемеровской, Самарской, Липецкой и др. областях. При этом в качестве оснований отказа так или иначе называлось отсутствие факта поступления обращения либо информации о фактах причинения вреда или возникновения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства.

  По результатам проведенных проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию ламповой продукции (люминесцентных ламп и энергосберегающих ламп бытового потребления), а также контроля за состоянием и проведением на различных объектах, включая промышленные предприятия, лечебно-профилактические и образовательные учреждения, работ по сбору, транспортировке и переработке отработанных люминесцентных ламп, относящихся к отходам первого класса опасности и требующих специальной централизованной их утилизации, были выявлены нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

  Всего по состоянию на 30.12.2009 в производстве должностных лиц территориальных органов Роспотребнадзора находилось 299 дел об административных правонарушениях, было вынесено 195 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности на общую сумму 945,5 тыс. рублей. При этом протоколы об административных правонарушениях составлялись в основном по ст. 6.3, ст. 8.2, ч. 2 ст. 14.4, ч. 1 ст.14.8, ст.14.15 КоАП РФ.

  Около 90 % всех нарушений, выявленных в торговой сети, были связаны с реализацией соответствующей импортной продукции, наиболее типичными из которых являлись:

  • полное отсутствие информации о товаре и изготовителе;

  • отсутствие информации о товаре и изготовителе на русском языке;

  • частичное отсутствие информации о наименовании товара и/или месте нахождения изготовителя, о подтверждении соответствия товара установленным требованиям, сроке службы, о необходимых действиях потребителя по истечении срока службы и возможных последствиях при невыполнении таких действий.

  На российском рынке представлено множество моделей компактных люминесцентных ламп (далее - КЛЛ) более чем 40 производителей, которые различаются по мощности, световым характеристикам, формам, срокам службы, размеру, цене. Каждые 2-3 месяца появляются новые модели ламп.

  Основными производителями ламп накаливания являются Европейские концерны Siemens, Osram (Германия), Philips Lighting (Польша), General Electric (США). Значимая доля рынка освоена Китайскими производителями под известными брендами осветительной техники: BLV, Camelion, Comtech Duralamp, Ecola, EMS, ERA, Favor, Feron, Kanlux, Legrand, Lezard, Megaman, Muller-Licht, Nakai, Narva, Navigator, Paulmann, Phoenix Light, Pila, Polux, SunErgy ESL, Sylvania, Tungsram, Wolta.

  В России основными производителями компактных люминесцентных ламп являются фирмы: Старт, Калашниково (Калашниковский электроламповый завод, Тверская область), Космос, Лисма (г. Саранск, Республика Мордовия), завод Osram (Смоленская область).

  В 2008 году было продано около 50 млн. компактных люминесцентных ламп. По предварительным оценкам в 2009 году продажи увеличились на 20% и составили около 60 млн. штук.

  Наиболее острым вопросом в использовании КЛЛ является проблема их утилизации и безопасности использования. Каждая такая лампа содержит 3-5 мг ртути, находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. Поэтому опасность представляет не только процесс утилизации отработанных ламп, но и частное неаккуратное обращение с ними. Разрушенная или повреждённая колба лампы высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжёлое отравление. Проникновение ртути в организм чаще происходит именно при вдыхании её паров, не имеющих запаха, с дальнейшим поражением нервной системы, печени, почек, желудочно-кишечного тракта. По гигиенической классификации ртуть относится к первому классу опасности (чрезвычайно опасное химическое вещество). Предельно допустимая концентрация ртути в атмосферном воздухе и воздухе жилых, общественных помещений составляет 0,0003 мг/м3. В условиях стандартного закрытого помещения без проветривания (например, в зимнее время) в результате повреждения одной лампы кратковременно, в течение нескольких часов, возможно достижение концентрации ртути в воздухе до 0,05 мг/м3 и более, что превышает предельно допустимую концентрацию более чем в 160 раз.

  Кроме того, опасны выбросы и осаждения ртути с осадками в воду, поскольку в результате деятельности микроорганизмов происходит образование растворимой в воде и токсичной метилртути. Органические соединения ртути (метилртуть, диэтилртуть и др.) в целом намного более токсичны, чем неорганические, прежде всего из-за их липофильности и способности более эффективно взаимодействовать с элементами ферментативных систем организма.

  В настоящее время, из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки, плохой информированности и безответственности граждан, отработанные лампы выбрасываются вместе с обычным мусором с последующим размещением на полигонах твердых бытовых отходов, что недопустимо.

  Общее количество ртути, загрязняющее объекты окружающей среды в пределах селитебных территорий, составляет более 1,5 т. в год.

  В результате проведенных мероприятий по контролю выявлено полное отсутствие необходимой инфраструктуры по централизованному сбору и переработке (утилизации) компактных люминесцентных ламп, особенно в отношении потребительского (бытового) сектора их использования.

  В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях муниципальных образований организацию деятельности в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) осуществляют органы местного самоуправления.

  В связи с запланированным поэтапным отказом от использования ламп накаливания вплоть до возможного запрета их оборота (см. ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, далее - Закон №261-ФЗ) и последующим развитием рынка КЛЛ, территориальным органам Роспотребнадзора необходимо в кратчайшие сроки инициировать в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления решение следующих вопросов:

  • создание действенных механизмов и систем сбора отработанных компактных люминесцентных ламп от населения и хозяйствующих субъектов;

  • оценка эффективности существующих систем утилизации (переработки) собранных ламп и необходимости их модернизации или увеличения мощности.

  Еще одним значимым направлением работы управлений Роспотребнадзора является участие в процессе разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые согласно требованиям ч. 3 ст. 48 Закона № 261-ФЗ должны быть утверждены до 1 августа 2010 года.

  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уже заявила о готовности принять участие в разработке «правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде» предусмотренных ч. 9 ст. 10 Закона № 261-ФЗ и подлежащих утверждению Правительством Российской Федерации.

  Кроме того, с учетом наделения Роспотребнадзора (его территориальных органов) дополнительными полномочиями, связанными с возможностью пресечения в административном порядке соответствующих нарушений законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и в связи с внесением на этот счет изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (см. ст. 30 и ст. 37 Закона № 261-ФЗ) соответствующим должностным лицам территориальных органов Роспотребнадзора необходимо принять названные положения к неукоснительному руководству. При этом, принимая во внимание срок вступления в силу ст. 37 Закона № 261-ФЗ, а также сроки разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, призванных обеспечить практическую реализацию требований Закона № 261-ФЗ об указании в числе обязательной информации о товарах сведений об их энергетической эффективности (см. ст. 10 и ст. 50 Закона № 261-ФЗ), Роспотребнадзором будут даны дополнительные указания и разъяснения по вопросу организации и осуществления функций по контролю и надзору на рассматриваемом сегменте потребительского рынка.

 

     Руководитель

Г.Г. Онищенко        


 

 

 

 

 

 
Яндекс.Метрика